На главную

Опрос

Реклама

 

 

Общий гороскоп на сегодня |

БгССЮвР, 23 БХЭвпСам 2017, 19:35

В середине недели Луна идет по знаку Льва, что неизбежно толкает нас к дорогим покупкам для себя любимых, некоторой напыщенности и самодемонстрации. Сегодня все будет делаться напоказ, как на вручении Оскара. День принесет много ярких вечеринок, шоу, презентаций, мы будем облачаться в лучшие одежды, хвастать своими творческими достижениями, дорогими покупками.

 

Многие будут заниматься фотографиями - отдавать их в печать, устраивать фотосессию, публиковать их на сайтах, показывать друзьям и знакомым. Противостояние Марса и Юпитера в мировом масштабе может провоцировать конфликты, а в повседневной жизни давать неуважение к закону.

 

далее


Ваш персональный гороскоп

 

Библиотека

Мишель Нострадамус

Нострадамус (14 декабря 1503 - 2 июля 1566) врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

далее

в избранное

Главная | Словарь терминов - Н - Нечистая Сила

 

А Б В Г Д Е Ж З И Й  К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ  Ъ  Ы  Ь  Э Ю Я 


Нечистая Сила

- нечисть — у восточных славян общее название для всех низших демонологических существ и духов, синонимичное таким названиям, как злые духи, черти, дьяволы, бесы и т.д.

Народные представления о НЕЧИСТОЙ СИЛЕ отчетливо отражают дуализм божественного и бесовского начала, которому подчинились и дохристианские верования о природных духах. Общим для всех персонажей низшей мифологии является их принадлежность к “отрицательному”, “нечистому”, “нездешнему”, потустороннему миру (иногда более четко — к аду, преисподней) и связанная с этим противопоставленность положительному, здешнему миру; их злокозненность по отношению к людям (при наличии персонажей амбивалентного характера).

По народным верованиям, восходящим к книжной, апокрифической традиции (прежде всего легенды о сотворении мира), НЕЧИСТАЯ СИЛА создана самим Богом (из его отражения в воде, из плевка, из ангелов-отступников или согрешивших ангелов, изгнанных Богом с неба на землю и в преисподнюю) или Сатаной (см. Сатанаил), создавшим в противоборстве с Богом свою армию нечисти. Ср. такие народные названия НЕЧИСТОЙ СИЛЫ как рус. ангел с рожками, антихрист, бог с рогами, сатана, еретик и т. п. Менее связаны с книжной традицией поверья о том, что разного рода демонологические существа появляются из заложных покойников (некрещеных детей, самоубийц, умерших неестественной смертью), детей, проклятых родителями, людей, похищенных НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ (лешим, водяным, русалками и т. д.), детей, рожденных от сношения с НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ (облюдков).

Широко распространено у славян верование, что НЕЧИСТАЯ СИЛА (дьявол, черт) может вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева (ср. Домовой, Василиск). НЕЧИСТАЯ СИЛА вездесуща, однако ее собственным пространством являются лишь «нечистые места»: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, перекрестки, росстани дорог; мосты, границы сел, полей; пещеры, ямы, все виды водоемов, особенно водовороты, омуты; колодцы, сосуды с водой; нечистые деревья — сухая верба, орех, груша и т. п.; подполья и чердаки, место за и под печью; баня, овины, хлев и т. д.

Место обитания — один из главных признаков номинации НЕЧИСТОЙ СИЛЫ: леший, боровой, лозатый, моховик, полевик, луговик, межник, водяной, омутник, вировник, болотник, зыочник, веретник, травник, стоговой, дворовой, домовой, овинник. банник, амбарник. гуменник, хлебник, запечник, подпольник, голбешник и т. д.

НЕЧИСТАЯ СИЛА имеет наибольшие возможности действия и наиболее опасна для людей в «нечистое» время года и суток: в т.н. некрещеные, или поганые, дни рождественских святок, в ночь на Ивана Купалу и т.п., в полночь (глухую ночь) и полдень, после захода и до восхода солнца: в определенные нечистые периоды жизненного цикла — от рождения до крещения, от родов до «ввода» в церковь (см. Богинки) и т.п. Ср. названия полуденница, ночницы, святочницы и т. п. Для отдельных персонажей существуют свои особые периоды: для русалок — русальная (троицкая) неделя, для шуликунов — рождественские святки и т. д.

Для внешнего облика НЕЧИСТОЙ СИЛЫ характерна расплывчатость, многоликость, неопределенность и изменчивость, способность к перевоплощениям, выраженная у разных демонов по разному. Так, для лешего характерна резкая изменчивость роста (то выше леса, то ниже травы), для русалки — устойчивый женский (реже детский) облик, для домового — антропоморфность или зооморфность и т.д. Наиболее распространен антропоморфный облик НЕЧИСТОЙ СИЛЫ (в виде старика, старухи, женщины, девушки, мужчины, парня, ребенка), однако с постоянно выраженным некоторым аномальным для человека (звериным) признаком; чаще всего это: остроголовость, рогатость, хвостатость, хромота (беспятость — ср. Анчутка). звериные ноги, когти, отвисшие груди, отсутствие спины. бескостность, большеголовость, волосатость, косматость, черный цвет шерсти и т. д. Ср. сев.-рус. названия: белый дедушка, синий, черный, зеленый, кривой, рогатый, голенький, беспятый, хвостатый, лысый, косматка, волосатик, русоволос, красноволос, немытик, нечистик и т.п,

Антропоморфная НЕЧИСТАЯ СИЛА отличается либо наготой, либо черной или белой одеждой с некоторыми характерными деталями: остроконечной шапкой, солдатским мундиром с яркими пуговицами и др. Нередко НЕЧИСТАЯ СИЛА принимает и зооморфный облик, как правило, небольших животных — ласки, белки, зайца, кошки, собаки, свиньи, мыши, лягушки, змеи, рыбы (чаше щуки), сороки и др.

НЕЧИСТАЯ СИЛА может появляться в виде неодушевленных предметов и явлений: катящегося клубка, вороха сена, камней; огненного, водяного или пыльного столба, колеса, вихря и т.п. Кроме антропоморфного, зооморфного и предметного воплощения, НЕЧИСТАЯ СИЛА может представляться бесплотной.

К внешним признакам НЕЧИСТОЙ СИЛЫ относятся также характерные аномальные (для человека) проявления: сиплый, громкий голос, шум, треск, гул. вой; скорость перемещения, стремительные вращательные движения, быстрые смены облика. Для отдельных персонажей характерны свои специфические формы поведения и образа жизни: черти пируют, пьют вино, играют в карты, женятся и устраивают свадьбы; русалки танцуют, поют, раскачиваются на деревьях, расчесывают волосы и т. д.; леший пасет волков, плетет лапти, у него есть маленькие дети; домовой ухаживает за скотиной, предсказывает смерть и т. п.

Отношение НЕЧИСТОЙ СИЛЫ к людям неоднозначно: наряду со злокозненными демонами, коих большинство, есть и демоны, которые могут делать добро, и даже доброхоты (например, леший может сообщить сверхзнание, научить знахарству; домовой может возлюбить скотину и ухаживать за ней и т.п.), но в целом люди относятся к НЕЧИСТОЙ СИЛЕ со страхом. Даже упоминание НЕЧИСТОЙ СИЛЫ считается опасным, при необходимости назвать какого-нибудь демона плюют, крестятся, пользуются эвфемизмами (задабривающими или указательными названиями): тот, он, не наш, нежить, красавец, соседушко, хозяин, царь, господин, князь и т. п.; широко употребительны названия по родству и социальным отношениям: баба, матерь, дед (ср. Деды), дядя, сестрица, подруга, помощники, сотрудники, гость и т. д.

Злокозненность НЕЧИСТОЙ СИЛЫ по отношению к человеку проявляется в самых разных видах. Наиболее типичные действия: демоны пугают людей звуком (стуком, гулом, воем, треском), прикосновением (мохнатой лапы), давят во сне (см. Мара), душат человека, насылают бессонницу, щекочут до смерти; «водят» людей, сбивают их с пути, увлекая в чащобу или топь: учиняют беспорядок: переворачивают предметы, сдвигают их с места; навлекают на людей болезни (особенно душевные); искушают людей, смущают соблазнами, толкают на грех, побуждают к самоубийству, соблазняют женщин, похищают и обменивают детей, мучают скотину, отнимают молоко и т. д.

Многие из этих действий являются специфическими функциями отдельных персонажей: леший «водит», сбивает с пути людей и скотину, домовой пугает стуком, прикосновением, русалка щекочет, упырь соблазняет женщин, богинки крадут и подменивают детей и т. д., что нередко отражается и в именах: гнетгок, жмара, лизун, ломея, обдериха, водило, лоскотуха, щекотун, игрец, смутитель, костолом, кожедер, обмениха, летавец, икотница, лиходей, баловница, ведун, облакогонитель, опрокидень, перевертух, перекидчик, крапуша, шепотник, обертень и т. д.

Наименее специализированным (наиболее обобщенным) персонажем низшей мифологии у славян является черт, выступающий нередко как видовое понятие по отношению к остальным, частным персонажам: лешему, водяному, баннику, русалке и т.д. При этом, однако, черт — всегда воплощение злого начала.

Страх перед кознями НЕЧИСТОЙ СИЛЫ заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, напр., не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок и т. п.: не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, заслонять в нужное время печь, окна, трубу, завешивать зеркало и т. п., а также совершать специальные действия-обереги: чтение молитвы, замfнивание НЕЧИСТОЙ СИЛЫ, очерчивание круга и т. п. НЕЧИСТАЯ СИЛА боится крестного знамения, четных чисел, пения петуха и др.

Для отпугивания НЕЧИСТОЙ СИЛЫ может применяться также эффект «чуда», т. е. рассказ о какой - нибудь чудесной истории (свадьба брата и сестры, рождение ребенка у семилетней девочки и т.п.). Применяются также растения - обереги, особенно мак, полынь, крапива и др., железные колющие и режущие предметы и др.

Вместе с тем люди иногда сознательно вступают в союз с НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ, напр,, совершают гадания, для чего снимают с себя крест, идут на перекресток дорог, в баню или другие нечистые места; лечат с помощью заговоров, насылают порчу и т. п. Промежуточное положение между миром НЕЧИСТОЙ СИЛЫ и миром людей занимают лица, знающиеся с НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ, «продавшие душу черту»,— ведьмы, колдуны, знахари и т. п.

В славянском фольклоре сюжеты и мотивы, связанные с НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ, представлены прежде всего в быличках, бывальщинах, сказках и легендах книжного, апокрифического происхождения.



<< назад   начало   вперед >>

 

Copyright ©Провидец.ru. Все права защищены Главная | Гороскопы | Карты Таро и другое | Великие пророки | Предсказания | Интересные факты | Форум | Наши партнеры

 

Rambler's Top100