На главную

Опрос

Реклама

 

 

Общий гороскоп на сегодня |

БаХФР, 20 БХЭвпСам 2017, 01:35

В середине недели Луна идет по знаку Льва, что неизбежно толкает нас к дорогим покупкам для себя любимых, некоторой напыщенности и самодемонстрации. Сегодня все будет делаться напоказ, как на вручении Оскара. День принесет много ярких вечеринок, шоу, презентаций, мы будем облачаться в лучшие одежды, хвастать своими творческими достижениями, дорогими покупками.

 

Многие будут заниматься фотографиями - отдавать их в печать, устраивать фотосессию, публиковать их на сайтах, показывать друзьям и знакомым. Противостояние Марса и Юпитера в мировом масштабе может провоцировать конфликты, а в повседневной жизни давать неуважение к закону.

 

далее


Ваш персональный гороскоп

 

Библиотека

Мишель Нострадамус

Нострадамус (14 декабря 1503 - 2 июля 1566) врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

далее

в избранное

Главная | Словарь терминов - Д - Дунай

 

А Б В Г Д Е Ж З И Й  К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ  Ъ  Ы  Ь  Э Ю Я 


Дунай

- 1) в представлении древних славян, в т. ч. русских,— мифологизированный образ главной реки; лексема “Дунай” в славянских языках (отчасти и в балтийских) стала нарицательным словом, обозначающим далекую, незнакомую реку, глубокие воды, море, водный разлив, ручей и т. п. Огромное количество гидронимов с элементом “Дунай” образуют мощный слой в славянской (и балтийской) “сакральной топографии”.

Для славян ДУНАЙ был их исходной родиной (“Повесть временных лет”), память о которой сохранялась очень долго. ДУНАЙ представлялся как своего рода центр, притягивающий к себе все остальные реки. ДУНАЙ вместе с тем обозначал некий главный рубеж, за которым лежит земля, обильная богатством, но и чреватая опасностями. В этом смысле ДУНАЙ — граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений. Наконец, ДУНАЙ — не просто большая река, но и море, путь по морю.

У разных групп славян, особенно у южных и западных, с ДУНАЕМ ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод (ср. мужской род названия реки и предполагаемые женские культы ДУНАЯ). В восточнославянских мифопоэтических, фольклорных и обрядовых текстах образ ДУНАЯ выступает в разнообразных вариантах — от антропоморфных персонификаций до вырожденных форм типа десемантизированных припевов, междометий и т.п. В песнях ДУНАЙ — образ вольной девической жизни (девица гуляет у ДУНАЯ, прощается с ним, когда она просватана, и совершает ритуальное омовение; ДУНАЙ заодно с девицей, когда она не хочет вступать в брак). Предстоящий брак вызывает образы ДУНАЯ в разных вариантах (слезы девицы “Дунай-речку делают”, жених приравнивается к ДУНАЮ, перед браком молодец совершает обряд на ДУНАЕ, в частности, он “стружит стрелки” и пускает их на ДУНАЙ, чтобы они плыли “к девке”). ДУНАЙ уподобляется золоторогому оленю, помогающему в свадьбе. Сокол или орел обещает молодцу перенести свадьбу на другой берег ДУНАЯ, если в него не будут стрелять. Переправа через ДУНАЙ — символический образ брака, девушка просит перевезти ее за ДУНАЙ; девушку вылавливают из ДУНАЯ (спасение - брак), она роняет в него перстень: кто поймает его, тот станет мужем; гадая о милом, в ДУНАЙ бросают венки; вылавливание венка — смерть-свадьба, Для приготовления каравая воду берут из ДУНАЯ, и сам каравай пускают плыть по ДУНАЮ. Замужняя женщина поверяет свои тайны и тоску ДУНАЮ: в него она бросает волосы, чтобы они плыли к отцу-матери, или пускает птицу, чтобы сообщить о себе.

С ДУНАЕМ нередко связывается образ смерти. Молодец на коне тонет в ДУНАЕ — обручение с рекой. Воин, погибая за ДУНАЕМ, отсылает коня к родителям с вестью о смерти. Кровь убитого стекает в ДУНАЙ, где милая сыплет песок на камни: когда песок дойдет до моря, убитый вернется к милой. Занемогший постылый муж просит принести ему воды с ДУНАЯ, жена не спешит, и он умирает. Молодец совершает самоубийство, топясь в ДУНАЕ: река отзывается выходом из своих берегов. В белорусской песне в результате неудачного брака молодец бросается в ДУНАЙ: “разженюся, дунайчиком обернуся”. Соблазненная девица ищет смерти в ДУНАЕ; иногда девица случайно тонет в ДУНАЕ, и тогда считается, что она выходит за ДУНАЙ замуж. Вдова, отчаявшись, бросает в ДУНАЙ своих детей с просьбой к нему позаботиться о них; утопление ребенка (часто незаконнорожденного) в ДУНАЕ нередко становится темой обрядовых песен и баллад.

Нередок мотив святости ДУНАЯ, в частности в русских заговорах. Особое место образ ДУНАЯ занимает в русских обрядовых и игрищных песнях, в святочных “виноградиях” с припевом “а ты здунай мой, здунай” или “да и за Дунай”. В связи с ДУНАЕМ нередко появляется мотив корабля, бросание перстня, вылавливание чудесной рыбы (ср. “Сокол-корабль” в корабельной обрядовой песне и русской былине).

Иногда ДУНАЙ становится именем молодца. В других случаях соответствующий элемент — важная составная часть здравиц и благопожеланий. В русском эпосе это слово нередко выступает в припеве-концовке (“Дунай, Дунай, более век не знай” и т. п.). ряд мотивов, связанных с ДУНАЕМ, отмечен в русских былинах (богатырьпротив ДУНАЙ - реки, соотнесенной с женщиной или змеем, рогатым соколом, соловьем; Илья Муромец загатил лесом ДУНАЙ и по просьбе родителей очищает его, убивая рогатого Сокола; Михайла Потык после брака с Мариной спасает по просьбе змеи ее детей, горящих в ракитовом кусте, для чего приносит воду из ДУНАЯ).

Иногда ДУНАЙ течет под Киевом, заменяя Днепр; в других случаях ДУНАЙ заменяет Волхов и даже Москву - реку. Обиженные Владимиром богатыри уходят за ДУНАЙ, когда же они возвращаются, то перескакивают через него, причем богатырь Самсон едва не тонет. Из крови ДУНАЙ - богатыря образуется река. В скоморошине “Птицы” и в былине “Соловей Будимирович” выступает “Дунайское море” — за ним земля, где царство птиц.

2) Мифологизированный образ богатыря в русских былинах. Былины о богатыре ДУНАЕ включают сюжеты о поездке ДУНАЯ и Добрыни Никитича к литовскому королю, чтобы сосватать его дочь Апраксу за князя Владимира. Разгневанный король заключает ДУНАЯ в глубокие погреба, но приходит на помощь оставшийся при конях Добрыня, побивающий литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет продолжает первый:

У литовского короля была и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой еще раньше, когда ДУНАЙ служил у литовского короля, у ДУНАЯ была тайная любовь (в свое время, когда ДУНАЙ попал в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев). Теперь, когда русские богатыри приехали за Апраксой для князя Владимира, Настасья уязвлена невниманием к ней ДУНАЯ. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. ДУНАЙ отправляется на розыски и встречает витязя, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнает в витязе Настасью, воительницу-поленицу. Она напоминает ему о прошлом, и ДУНАЙ вновь поддается страсти, зовет Настасью в Киев, чтобы пожениться, в Киеве должна состояться двойная свадьба: Владимира с Апраксой и ДУНАЯ с Настасьей. На пиру гости предаются похвальбе. В результате ДУНАЙ и Настасья устраивают состязание в стрельбе из лука. Настасья оказывается меткой, а ДУНАЙ первый раз недостреливает, второй раз перестреливает, а на третий попадает в Настасью. Она умирает, а ДУНАЙ узнает, “распластавши ей чрево”, что она беременна сияющим светом младенцем (или даже двумя отроками-близнецами). ДУНАЙ бросается на свое копье и умирает рядом с женой. ДУНАЙ превращается в реку Дунай, а Настасья — в реку Настасью. Прошлая вина ДУНАЯ (тайная связь с девицей Настасьей и оставление ее; тайные связи с враждебной Литвой) привела ДУНАЯ к гибели.



<< назад   начало   вперед >>

 

Copyright ©Провидец.ru. Все права защищены Главная | Гороскопы | Карты Таро и другое | Великие пророки | Предсказания | Интересные факты | Форум | Наши партнеры

 

Rambler's Top100