На главную

Опрос

Реклама

 

 

Общий гороскоп на сегодня |

БаХФР, 22 ЅЮпСам 2017, 06:51

В середине недели Луна идет по знаку Льва, что неизбежно толкает нас к дорогим покупкам для себя любимых, некоторой напыщенности и самодемонстрации. Сегодня все будет делаться напоказ, как на вручении Оскара. День принесет много ярких вечеринок, шоу, презентаций, мы будем облачаться в лучшие одежды, хвастать своими творческими достижениями, дорогими покупками.

 

Многие будут заниматься фотографиями - отдавать их в печать, устраивать фотосессию, публиковать их на сайтах, показывать друзьям и знакомым. Противостояние Марса и Юпитера в мировом масштабе может провоцировать конфликты, а в повседневной жизни давать неуважение к закону.

 

далее


Ваш персональный гороскоп

 

Библиотека

Мишель Нострадамус

Нострадамус (14 декабря 1503 - 2 июля 1566) врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

далее

в избранное

Главная | Словарь терминов - В - Верба

 

А Б В Г Д Е Ж З И Й  К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ  Ъ  Ы  Ь  Э Ю Я 


Верба

- кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, Верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая Верба считается прибежищем чертей, водяных и других нечистиков и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста Верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, чтобы прибыль в доме росла, как Верба весной. Ср. восточнославянские магические формулы типа Расти, как Верба, произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!, а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками Вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестание вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались Вербой, чтобы на будущий год быть с пузом, т.е. выйти замуж и забеременеть. Опоясывали вербным прутиком подойник, чтобы прибывало молоко.

В пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками помлазками, а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из Вербы; победитель назывался королем.

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку Вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда днем битья, мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко рядились почти исключительно в ветки Вербы и ходили с Вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки Вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град. Белорусы ставили при граде пучок освященной Вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную Вербу и жгли в печке, чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе.

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки Вербы, клали их на подоконник. Болгары также жгли освященную Вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки Вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, чтобы она рассеялась. Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной Вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной Вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а Вербой. В Белоруссии с освященной Вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная Верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, чтобы не болела спина, витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь Вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой Вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; Верба засыхала, лихорадка проходила. У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: Я обвенчал свою болезенку с вербочкой. При этом на Вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили на вербу, а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, чтобы заговор так же легко принялся, как принимается Верба.

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) Вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов, тени.

Сербы - боснийцы говорили, что Верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что Верба - злое дерево: по этиологической легенде, из Вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это Верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на Вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в лозе, а после Вербного воскресенья на клене и в жите). Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой Вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (см. Вила) живут на Вербах и др. деревьях. По белорусским верованиям, черти весной отогреваются на Вербе, а после того, как Вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под Вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую Вербу, ср. польскую и белорусскую поговорку: Влюбился, как черт в сухую (старую) вербу.

Н. И. Толстой. В. В. Усачева

Известны украинские фольклорные тексты, прямо или косвенно связывающие Вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили - Були на масницi вареники, так в пiст на вербу повтiкали или же Узяла Бозя (Бог.- Т.А.) на вербу та там i поставила. Верба упоминается в детских заклинаниях, обращенных к дождю: на Вербу (а также на дуб или вообще наверх) помещают горшок с борщом, который падает вместе с деревом или его уносят с собой птицы: Не иди, не иди, дощику, Наварю я борщику, поставлю на вербi, Щоб випили горобi....

В украинских весенних песенках (отмечающих окончание дневного времени, отведенного для пения) решето (символ солнца) также оказывается помещенным на вербе, ср. такую веснянку:

Спивалы дивочки, спивалы, В решето песеньки складалы, Поставылы на верби, Як налынулы лыбыди. И звалылы решыто до долу. Час вам, дивочки, до дому

со свадебной песней: ...Склонилось сонечко до долу. Час нам, Панове, до дому. В украинских загадках Верба - это солнце: Стоит верба на серед села, розпустила голье на все Подолье. В севернорусских свадебных песнях золотая верба напрямую соотносится с храмом: На горе высокой... Выросла верба золотая... Посередке золотой вербы Списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица. В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - мировое дерево, являющее собой центр мироздания: На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца...

В славянском фольклоре и верованиях Верба оказывается причастной к сфере чудесного, ср., например, мотивы золотой вербы (де не повернешся, золотi верби ростуть) и груши на вербе (...у нас девки в злате ходят, у нас вербы грушки родят), известные в западноукраинском фольклоре. В восточнославянской сказке - небылице на лошади вырастает Верба до неба. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т.п.



<< назад   начало   вперед >>

 

Copyright ©Провидец.ru. Все права защищены Главная | Гороскопы | Карты Таро и другое | Великие пророки | Предсказания | Интересные факты | Форум | Наши партнеры

 

Rambler's Top100